Этот маршрут был нами пройден в начале октября 2013 г. Идея маршрута созрела после прочтения очерка Константина Паустовского «Кордон 273». Достаточно привести только один отрывок:
«– Совершенно нестеровская Россия, – сказал вполголоса кто-то из нас.
Мы привыкли говорить «левитановские места» и «нестеровская Россия». Эти художники помогли нам увидеть свою страну с необыкновенной лирической силой. Нет ничего плохого в том, что к зрелищу этих речушек и ольшаников, бледного неба и лесных косогоров всегда примешивается капля грусти, может быть оттого, что каждая встреча с этими местами – вместе с тем и разлука с ними. Нам грустно, что мы не в силах превратить это мимолетное осеннее утро в бесконечный шелест сухого золотого листа, в бесконечный блеск прохладных озер, в бесконечный хоровод легких, как дым, облаков.»
К тому же, в этих местах мы с друзьями плавали на байдарках и тогда нам здесь понравилось.
Исходно было два варианта маршрута — по правому берегу, через деревню Горки, и по левому берегу, через деревню Ювино. Через места, описанные Паустовским, идет первый вариант маршрута, поэтому мы выбрали его. Здесь мы должны были посетить описанные Паустовским деревню Гришино, озеро Шуя, кордон Желтова, Жуковские выселки.
Свой путь мы начали в деревне Гришино. Часть этой деревни около Пры иногда называют Заводской Слободой, но сейчас они срослись и по факту это одна деревня. Даже Паустовский уже называет ее одним названием — Гришино. Здесь есть бетонный мост через Пру. И именно от этого моста, до которого мы доехали на машине, мы начали свой путь.
После моста идет грунтовая дорога с насыпью. Сначала слева и справа были канавы залитые водой, мы ждали, когда закончится пойма и налево отойдет накатанная грунтовая дорога. На первой подошедшей слева дороге, через километр от моста, поворачиваем влево и идем через сосновый лес.
Забегая вперед, скажу, что это, как оказалось, была наша ошибка. Нужно было идти по второй дороге налево. Мы же пройдя еще километр по сухому сосновому лесу, обнаружили, что наша дорога сворачивает в пойму, которая была залита водой.
Поэтому нам пришлось пройти несколько сот метров по азимуту пока мы не вышли на другую дорогу, которая была накатана еще лучше. Вокруг — замечательный пейзаж из песчаных холмов с сосновым лесом.
Здесь мы встретили указатель «Тропа Паустовского» и поняли, что идем правильно.
Еще через два километра попадаем на озеро Шуя, описанное Паустовским:
«Круглое, как чаша, с прозрачной и совершенно спокойной водой, оно отражало весь этот синий и мглистый, струящийся день, всю его глубину и свежесть. Каждый куст остролиста, белые, почти прозрачные цветы водокраса, коряги, заросшие хвощом, застенчивые незабудки во мху, стаи мальков, уткнувшихся носами в подводные корни, – все это казалось таким сказочным, что мы говорили вполголоса. Будто нас впустили в дремучий светлый край, где можно увидеть, как на глазах раскрываются лесные цветы, как с них медленно стекает на подставленную ладонь роса, как шевелится бурый лист и из-под него прорастает, выпрямляя плечи под своим маленьким коричневым армячком, коренастый гриб боровик.»
У дороги была расположена стоянка с беседкой из сосновых бревен. Мы устроили там привал.
Само озеро совсем рядом:
Купаться не стали, т. к. было холодно. Но озеро красивое.
Пока мы отдыхали в беседке, мимо проехали Ленд-Крузер и Уаз Буханка. Они остановились, и из второй машины вышел инспектор Национального парка. Он спросил что мы делаем, и есть ли у нас путевки. Поняв, что мы не охотники-браконьеры, а просто гуляем по лесу, он штрафовать нас не стал. Мы пожелали друг другу удачи пошли своими дорогами.
Меньше, чем через километр дошли до залива Пры.
Слева располагался кордон Желтова, но мы туда не пошли, у нас впереди еще много километров пути.
Еще через километр прошли описанные Паустовским Жуковские выселки. Это несколько домов в лесу, в которых явно кто-то живет. Интересно, каково это, жить так в лесу в дали от цивилизации?
Рядом с домами стоял Уаз Пикап — самый подходящий транспорт для этих мест.
Спустя километр дорога подошла к Пре в месте, где расположена стояка Красный яр.
Осенью на Пре очень красиво. Как, впрочем, и в другие времена года. Опять процитирую Паустовского:
«Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.»
Здесь мы тоже сделали привал, а потом пошли дальше.
Через несколько километров прошли следующий небольшой населенный пункт — Малаховские выселки. Здесь тоже всего несколько домов. Было видно, что в них не живут постоянно.
После Малаховских выселок начались посадки молодого леса. В них мы встретили пару охотников-браконьеров на малиновом Аутлендере.
Фотографировать их не стали, все-таки у них были ружья, а у нас — нет.
В конце посадок молодого леса нам предстояло пересечь речку Могино. Еще в Гришино нам рассказали, что автомобильный мост через нее разрушен и проехать на машине через нее нельзя. Подойдя к реке мы увидели бетонную плиту, упавшую в воду. А рядом был пешеходный мостик.
Несколько километров до деревни Горки мы шли по заметно более заросшей и заваленной дороге. Было видно, что здесь почти не ездят.
И вот, наконец, Горки. Горки оказались достаточно милой лесной деревенькой, в которую вполне можно было бы ездить отдыхать на лето.
В конце деревни решили сделать привал на берегу старицы Пры. Место оказалось очень живописное и уютное.
Дальше нам предстояло пройти еще примерно десять километров до Деулино. Сначала дорога шла по сосновому лесу.
Потом нужно было пересечь по мосту крупную канаву. Вокруг была заболоченная луговина. Довольно живописная.
Пошли дальше. По дороге нашли вот такой белый гриб.
Перед Деулино решили свернуть в лес и немного пройти по лесу.
И вот, наконец, финиш — Деулино и Пра.
Поход получился супер!
Если кто-то из читателей решится его повторить — рекомендую купить путевку в Национальный парк Мещерский. Стоит она совсем недорого.
Как в попутчики напроситься? :)
ОтветитьУдалитьВладимир Московкин :)
ОтветитьУдалитьПривет, Владимир! Обычно мы ходим компанией личных друзей. Нужно у них спросить, не будут ли они против расширения состава. Плюс - самостоятельное решение транспортных проблем с заброской и вывозом.
ОтветитьУдалить